Яндекс.Метрика
Посвящается  любителям  активного   туризма и самостоятельных путешествий

Бурминка - Лопухи - Мары

Селения расположены на юге Рязанской области, в Новодеревенском районе.

Село Бурминка названо по фамилии землевладельца Бурмина. Ныне мощный сельскохозяйственный центр. В селе расположена Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская церковь).

Впервые Бурминка упоминается в окладных книгах 1676 г., где замечено, что находившаяся в том селе

"...церковь великого чудотворца Николая построена в прошлом 1675 году, а приход выселился из села Петровского вновь". Вместо упоминаемой в XVII столетии Никольской церкви, в конце XVIII столетия построена была деревянная Покровская церковь с приделом Никольским. Существующая ныне каменная также Покровская церковь начата в 1830 г., а окончена в 1834 г., но в то же время построена была и находящаяся при церкви каменная колокольня и придел Никольский. В 1862 г. придельная церковь была перестроена и распространена.
И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» 1885 г. том 2 стр. 312 – 313.

Народный каталог православной архитектуры

Когда-то это было крупное село:

"В приходе, состоящем только из одного села, при 320 дворах числится муж. пола 1315, жен. пола 1458. Число грамотных весьма незначительно, хотя школа существовала с 1862 – 79 гг."

Деревня Мары упоминается в Окладных книгах 1676 г. Название селения свидетельствует о присутствии в этих местах финского населения.

"Название возникло из диалектного слова мар - "холм, одинокая горка, бугор, курган". Слово имеет финно-угорское происхождение. В эрзянском языке мар - это "куча, бугор, могильный холм". Как отмечает С. К. Кузнецов, мордва в прошлом около таких маров приносила в жертву своим предкам лошадей и быков, увеличивая при этом всякий раз насыпь на кургане."

Село Лопухи названо по фамилии землевладельца Лопухина.

"В Списках населенных мест Российской империи» по Рязанской губернии за 1862 год указано село Рожествино (возможно, в тексте пропущена буква и следует читать Рождествино) и его другие названия - Потемщина и Лопуховщина, расположенное на реке Хупте.

Любопытно, что в карте радиоактивного загрязнения местности по Рязанской области за 1993 год на реке Хупте указаны два населенных расположенных менее чем в километре друг от друга - Лопухи и Потемшино. А в атласе Рязанской области за 2002 год, на месте Лопухов указано селение с названием Рождественское. В списках же населенных мест Рязанской области за 1997 год селения с названием Рождественское в Новодеревенском районе нет, ровно как нет и в других районах области."

Прогулка Бурминка - Лопухи - Мары

(13-14 июля 2013 г.)

Данный фотоальбом повествует о пешем походе до развалин церкви в районе села Мары Новодеревенского района Рязанской области по маршруту Бурминка - Лопухи - Мары - Бурминка.


Наверх


Мары

К сожалению, в данный момент видео отсутствует

Прогулка Бурминка - Лопухи - Мары

(Ряз.обл., Новодеревенский р-он)
(13-14 июля 2013 г.)


Заброшенные церкви - один из видов достопримечательностей, представляющий интерес не только для так называемых "черных копателей", но и для тех, кто интересуется историческими корнями страны и народа ее населяющего. Маленькие и большие, хлипкие и монументальные, исчезнувшие и сохранившиеся - они могут многое поведать о былом величии данного края, об экономическом и духовном развитии региона.

Как правило, кирпичная церковь свидетельствует о былом богатстве данной местности, дававшем финансовую возможность строительства таких затратных объектов, а ее размеры свидетельствует о размерах экономической мощи региона. Высящиеся среди бурьяна и надвигающегося леса, они молчаливыми свидетелями указывают центры, вокруг которых некогда кипела жизни. Прикоснуться к истокам величия современной России, понять общечеловеческие, коллективные ценности ее народа, чаяния, надежду и веру - и есть цель подобных посещений.

13 июля была ораганизована экспедиция в район населенного пункта Мары Новодеревенского района с целью поиска заброшенных церквей, что отмечены на карте области. Для этого на девятичасовой электричке, отправляющейся с ж/д станции Рязань-2, мы отправились до станции Ряжск-1, и далее, с пересадкой на электричку Ряжск - Мичуринск-Уральский - до станции Шереметьево Новодеревенского района.

От станции пешим строем двинулись до населенного пункта Бурминка, где на первом съезде в поля взяли вдоль посадок на юг. Юг области - это сплошной чернозем, позволяющий собирать богатый урожай, а потому в этом регионе используется каждый клочок земли: после видов опустевших и умирающих деревень, брошенных и зарастающих лесом бескрайних просторов, было приятной неожиданностью встретить крепкой хозяйство с простирающимися до горизонта квадратами колосящейся земли. Кроме пшеницы, давно забытая кукуруза, и на удивление солнечное поле подсолнечника.

Наш путь пролегал через золотое море и изумрудные поля. Работающая на полях техника наполняла уверенностью и надеждой на продуктовую независимость страны, на возрождение деревни, возвращение людей к земле и природе.


Чувстовалось, что не просто так некогда в этом месте возникали крупные поселения и "на каждом шагу" строилась крупная церковь, недоступная даже современным олигархам.


Церковь в селении Лопухи (Рождественское)


Церковь в районе села Красное (населенный пункт без названия на карте)


Неидентифицированная церковь (населенный пункт без названия на карте)


Несколько раз мы плутали в районе ручья Хупта, благо вода не глубока и нам удавалось перейти в брод по колено. Однако солжно было найти подходящий подход к воде, так как берега обступали плотные заросли.


Заночевали неподалеку от церкви, пройдя в общей сложности примерно 19 км. После короткого, трех с половиной часового сна, быстро собрались и отправились в путь. До станции путь пролегал через населенный пункт Мары и Бурминка. Путь в четырнадцать километров проделали примерно за 3,5 часов по утренней прохладе. Не успело взойти солнце, как попали под пролдивной дождь и вымокли до ниточки. Хорошо, что было что переодеть, а пока доехали до Рязани, то почти полностью обсохли.


Карта маршрута

(точки кликабельны)


Наверх

Последние комментарии:
Михаил
0
# 44
(09:36:22 13.10.2015 г.)
Село Бурминка названо не по фамилии землевладельца, а по названию реки у которой оно стоит. А помещика с такой фамилией в 17 веке в селе не было.
Ответить
Юрий
1
# 65
(20:48:02 15.12.2016 г.)
Помещиков в селе никогда не было, там жили государевы или, же, государственные крестьяне.
Ответить
Галина
5
# 46
(15:54:44 30.10.2015 г.)
В с.Красном церковь Преображенская. Неидентифицированный населенный пункт это с.Николо-Гаи с церковью Николая Чудотворца.
Ответить
Светлана
2
# 68
(12:30:51 10.02.2017 г.)
Моя бабушка была родом из Маров. Всю войну работала учителем там, в школе. И в тех же Бурминках тоже учительствовала. Она рассказывала мне, что они (Мары) выходцы из села Петрова. Никогда не были крепостными. Что освободили их за то, что когда-то очень стойко противостояли во времена оные татарам. Занимались шорничеством. Село было богатое, в 1000 домов.
Ответить
Галина
-1
# 69
(22:03:26 06.03.2017 г.)
Показать/скрыть
Здравствуйте Светлана. Пишет Вам Галина - Маровский библиотекарь. По заданию центральной библиотеки я пишу книгу о Марах и Красном, если Вы располагаете хоть какими-нибудь данными по нашем местам, людям и событиям (желательно не слишком современными) поделитесь пожалуйста информацией. Сама я много не знаю, так как не местная, а старожилов почти не осталось. Всю информацию пишите сюда. Заранее благодарю Галина.
Ответить

Закрыть
Ваше имя:
576 + 5 =  
Добавить комментарий к теме:
Ваше имя:
576 + 5 =