Яндекс.Метрика
Посвящается  любителям  активного   туризма и самостоятельных путешествий

Дольмены Краснодарского края

Таинственные и загадочные, овеянные ореолом мистического - остатки древней, исчезнувшей цивилизации. Исцеляющие, дарующие пищу для ума, меняющие судьбу и выпавшую на человека долю. И всё это - Дольмены.

Дольмены... Это, некогда экзотическое, слово прочно вошло в нашу жизнь благодаря средствам массовой информации и дотошным журналистам, смакующим интригующие темы. Чуть ли не каждый день мы слышим с экранов телевизоров или выносим из журнальных страниц невероятные, одна фантастичнее другой, - истории, связанные с этими необычными объектами. Многочисленные ислледователи и учёные пытаются разгадать загадку их создания, выдвигая не только смелые, но и фантастичные идеи, как думается, всё такие же далёкие от истины, как и в начале их открытия.

Поддавшись очарованию загадочных объектов мы решили самостоятельно прикоснуться к тайне мегалитических построек, для чего отправились в Краснодарский край, Геленджикский район.

(июль 2017 г.)

Данный фотоальбом повествует о путешествии к дольменам Геленджикского района Краснодарского края

(июль 2017 г.)

Наибольшее количество дольменов расположено в районе населённого пункта Пшада Геленджикского района Краснодарского края. Именно туда мы и отправились в первую очередь.

Лучше всего добираться сюда из Геленджика, т.к. именно отсюда чаще всего ходят автобусы, тем более, что по времени поездка занимает 1,5 ч. Если же доезжать из Туапсе, то автобусы ходят гораздо реже и длительность поездки составляет 2,5 ч. Первые утренние рейсы на Пшаду идут из Туапсе в 8:00, и 11:30. При этом, может получиться так, что автобус могут отменить, и придётся долго ждать следующего, хотя это время можно посвятить прогулкам по городу. Билет стоит рублей 240 с багажом, так что не ведитесь на предложения таксистов.

При проработке маршрута путешествия мы исходили из соображений доступности дольменов, их количества и сохранности, а также длительности перехода, количества съестных припасов и сложности похода по горам. Наиболее подходящим и информативным маршрутом нам показался найденный в сети Интернет маршрут по дольменной группе в районе населённого пунтка Пшада.

Данный маршрут расчитан на двое суток ненапряжённого похода, с достаточно невысоким и плавным подъемом по склону горы Цыганкова (как оказалось, возвращение к реке Пшада всё время уходило под спуск), проходящим мимо многочисленных ручьев (тем более, что мы планировали набрать воды в роднике у подножия горы), два двухсуточных набора сухого пайка общим весом по 1,7 кг каждый - всё это обеспечивало нам не утомительную прогулку по горам, что для неподготовленного жителя равнины является прекрасной стартовой площадкой для ознакомления с горным туризмом.

День I. Дольмены Пшады

Из-за трудностей с приобретением билетов на поезд, было решено ехать и возвращаться из Туапсе. Далее, автобусом до Пшады. Хотя восьмичасовой автобус на Пшаду отменили, мы прогулялись по набережной, благо и ж/д и автовокзал находятся недалеко от бухты.

Автобусная станция села Пшада расположена в центре. Ориентир - магазин "Магнит". Рядом рынок. При необходимости здесь можно прикупить что-то из съестного.

Чтобы выйти на маршрут, нужно пройти немного вперёд до ближайшего перекрёстка. Вы сразу узнаете его по указателям на дольмены и водопады, а также многочисленным УАЗ-икам, предлагающим платные экскурсии к водопадам и дольменам, так называемый джиппинг. Расценки порядка 3500 руб за машину.

Именно здесь надо свернуть вправо и пройти до конца улицы. Там встретится автобаза, от неё вновь свернуть направо, подняться на холм, чтобы встретить первый дольмен - Сердце Матери. Оглядитесь по сторонам, чтобы увидеть пещеру.

Самое интересное в этом дольмене то, что он выглядит вырубленным из целого куска скалы: не похоже, чтобы его каким-то образом выливали из раствора. И только крышка сделана отдельно.

Особо не пытайтесь узнавать что-то у местных - они крайне мало что знают и могут лишь только запутать и послать по-неверному следу, что с нами и случилось, и не один раз: сначала нас отправили в противоположную сторону вдоль посёлка, затем долго не могли сказать другой путь к горе Цыганкова. В итоге, пришлось искать выход самим.

Запомните! Надо вернуться назад к дороге, с которой вы повернули на дольмен, и пройти в прямо противоположном от дольмена направлении, вдоль жилых домов, перейти через ручей по мосту. Здесь вам встретится старая лесовозная дорога - вам по ней вправо. Долина реки, вдоль которой нам предстояло идти, имеет название Щель Скупкова.

Можно было бы пройти и в сторону гостиничного комплекса, однако, почему-то местная жительница категорически отговорила нас от этого, заявив, что там частная территория.

До дольменной группы на склоне горы Цыганкова примерно 5 км от выхода из села. Для нас это был первый опыт восхождения в горы, потому мы шли с достаточно тяжелыми рюкзаками, но и это не помешало достигнуть цели путешествия через 3 ч. Не имея специальной подготовки, мы сделали это! Стоит отметить, что дорога хорошо наезжена, по пути попадаются указатели на дольмены, так что сбиться с пути просто невозможно. Однако, нам рассказали, что сюда есть и более короткая дорога. Если посмотреть внимательно на наш путь, то видно, какую дугу на юг мы сделали, хотя, возможно, этот выступ можно было бы срезать по прямой. Предположительно...

Здесь дорога часто переходит через ручей, но в этот год (июль 2017) воды было не много, и мы прошли по камням, не замочив ног. Кстати, из ручьев можно набирать воду. Однако, лучше это сделать на роднике у Цыганкова аула.

Ущелье небольшой реки заросло лесом, довольно узкое и живописное. Согласно путеводителю, мы держались левой стороны, встретив равнозначную развилку двух рукавов ручья (в орографически правый исток).

В путеводителе сказано, что интересующая нас первая группа дольменов расположена на высоте 400-450 м, хотя топографические карты дают такую высоту уже для вершин гор Топчанова и Долгой. Интерактивные карты показали высоту данной дольменной группы примерно 200-210 м. Так что, информация в статье оказалась вновь не достоверной, что искажает всё представление о предстоящем восхождении.

Здесь и впрямь расположено множество дольменов в разной степени сохранности. Они расположены как влево, так и вправо от дороги, по которой мы пришли. Посреди же лесной поляны выложен круг из камней (его называют порталом, рядом организовано место под лагерь. Летом здесь постоянно кто-то живёт, встречается много туристов и просто интересных людей.

Так как мы уже порядком устали от затянувшегося подъёма, то не стали осматривать дольмены, а отправились к роднику и водопаду.

Место, где расположен родник, называется Цыганковский аул. Там расположен старенький домик, имеется столик под навесом и просторная площадка для установки палатки. Интересно, что эти места активно посещаемы и здесь часто можно видеть разбитые палатки. Вот и в ауле к вечеру появился молодой человек, живущий здесь уже какое-то время.

Добраться к нему можно несколькими путями: короткий путь - спуститься к ручью тут же, у лагеря, и пойти левее по следам, перебраться через ручей и выйти на дорогу; либо пройти через дольменную группу по дороге далее и свернуть вправо по указателю водопад.

От домика в ауле расходятся две тропы к водопадам: налево - на родник и малый водопад, правее - на большой водопад. Мы решили пройтись по тропе, где на обратном пути можно было набрать воды. На большой водопад сил идти не оставалось, да и время поджимало.

Идти до водопадов с тяжелыми рюкзаками не очень удобно, но оставлять - тоже не хотелось. По пути мы встретили небольшой огородик. Родник налево, правее - дорога к водопаду. Путь к водопаду проходит по самой кромке крутого обрыва, так что надо быть бдительным, чтобы не улететь вниз. Конечно, это маловероятно, но если сильно устать и под тяжелым рюкзаком начнут подкашиваться ноги - то всё возможно.

Вода в водопаде не такая уж и холодная и можно окупнуться, что придаст сил после долгого перехода.

Вернувшись в аул, мы разбили лагерь, где и заночевали. Костров не жгли, так как грели пищу и кипятили воду на газовой горелке, хотя можно было развести костер прямо в мангале. Но поужинали как люди - за столом под навесом.

День II. Гора Облего

Утро следующего дня встретило хмуро, всплакнув небольшим дождиком. На этом наши мелкие неприятности завершились. Надо сказать, что нам крупно повезло, ибо все 6 дней нашего путешествия стояла прекрасная солнечная погода.

Вернувшись к группе дольменов и осмотревшись, мы тронулись в дальнейший путь. Однако, увлекшись дольменами, мы сошли с тропы, но вскоре быстро вышли на неё. Возможно, мы пропустили какой-то поворот направо, в сторону гор Цыганкова и Топчанова, ибо дорога неожиданно быстро стала уходить влево, в лесную чащу, дарующую прохладу, где нас ждал удивительно затяжной и крутой спуск, и мы были крайне удивлены тому, как высоко до этого забрались, что так долго приходится спускаться. И скажу вам, спускаться не на много легче, чем подниматься в гору: при спуске идёт большая нагрузка на колени.

По единственной дороге без ответвлений мы вышли к ручью, выходящему к пасеке. Пасека - хороший ориентир: теперь мы, наконец-то, смогли однозначно сориентироваться и понять, что скачанная с интернета схема маршрута - неверна. А может и мы прошли каким-то не тем маршрутом. К сожалению, в целях экономии аккумуляторов навигатора, приходилось периодически выключать его, и восстановить полный трек нашего путешествия невозможно, кроме нескольких реперных точек. Правда, на топографической карте отмечена дорога, по которой мы выходили. Её же хорошо видно на спутниковых картах Virtual Earth.

Итак, теперь мы знали, где находимся. Ручеёк на котором остановились называется - Щель Панасова. Здесь у нас был привал и перекус.

Дальнейший путь мы повели к выходу из яблоневого сад и пересекли его по левому краю, чтобы запечатлеть красивые виды на фоне величественных гор.

По выходу из сада можно встретить указатель на дольмен вправо: там, среди леса, стоит дольмен Патриарх.

А по левой стороне расположена так называемая "Деревня дольменов".

Здесь, на деревне, нас ввёл в заблуждение указатель на долмен Патриарх, повёрнутый не в том направлении. Пришлось потратить время, чтобы понять, что он расположен не здесь (мы его видели ранее). Вернувшись в яблоневый сад, мы двинулись дальше вниз по течению реки Пшада. Здесь и обнаружили очередную партию дольменов (на карте она обозначена как дольмен Лар Сен).

То, что произошло дальше, выпадало из предварительного плана и значительно спутала карты нашего путешествия.

Поход на Облего

Гора Облего, с ударением на последнем слоге, - именно она встала на нашем пути. Вернее сказать, это Саша вдруг решил взобраться на её вершину, колоритно возвышающуюся над долиной Пшады. Высотой примерно 600 метров с практически лысой вершиной - оттуда можно было увидеть замечательнейшую картину вокруг на многие десятки километров. Однако, он игнорировал все мои доводы о том, что у нас слишком тяжёлое снаряжение и отсутствуют трекинговые палки для затяжного подъема; что мы не привычны к походам по горам, но самое главное - у нас ограничен продуктовый набор. А ведь ещё предстояло возвращаться! И переть воду на такую высоту! Но друг оставался непреклонен.

Так как изначально мы не планировали этот маршрут, дорогу пришлось спрашивать у местных. Это был как раз тот случай, когда местный автомобилист чётко смог объяснить нам дорогу. Нам предстояло пройти несколько километров по обнажённому каменистому руслу подсохшей Пшады, затем повернуть направо по наезженной дороге, и метров через 500 свернуть налево на дорогу, круто забирающую вверх. Об это субъективное "круто" и было поломано немало копий.

Наконец-то мне удалось испытать свою новую походную обувь. Кто бы мог подумать, что обычные трекинговые сандалии Outventure Rockland, купленные в Спортмастере со скидкой по карточке за 1500 рублей, окажутся способными выдержать 5 дневный переход по горам, каменистым тропам и руслам рек, прекрасно покажут себя как на голых камнях, так и при переходах вброд. При этом защищённый носок защитил не только пальцы от возможных ударов, но и от попадания мусора внутрь. Эта обувь однозначно оказалась лучше кросовок, так как обеспечивала прекрасную вентиляцию ног и позволяла спокойно преодолевать броды.

Вот теперь мне и удалось испытать их в полной мере, так как фактически дорога петляла по руслу реки с многочисленными переходами с берега на берег. Как оказалось, идти лучше в носках, которые сохнут на ноге и предохраняют ногу от истирания (такое случилось немного, пока боялся замочить носок).

Где-то через 2-3 км мы свернули вправо по наезженной дороге, по которой возили туристов на базу отдыха. Здесь надо быть осторожным, чтобы не попасть под колёса мчащимся многочисленным УАЗ-икам с отдыхающими.

Как нам и сказали, примерно через несколько сот метров появилась крутой подъем наверх, однако, по внешним признакам, мы посчитали, что это не та дорога. Это была наша фатальная ошибка.

Ещё где-то с километр слева через ручей в сторону горы ушла дорога. Я свернул на неё, но Саша остановил меня, т.к. подъема, о котором на говорили, здесь не было.

Пройдя вперёд по дороге, мы уткнулись на базу отдыха, где местные объяснили, что мы пришли в тупик, и вообще заходили не с той стороны горы. На все мои доводы, что нам объяснили дорогу, нам отвечали, что мы не верно поняли. Нам ничего не оставалось делать, как вернуться к первой от реки развилке, мимо которой прошли, не придавая ей внимания, и остановиться на полянке на ночлег.

Скинув рюкзак, я обратил внимание на каменистую дорогу, круто уходящую сквозь густые заросли деревьев. Минут 20 я поднимался по крутому каменистому подъему, здраво предположив, что, возможно, здесь есть тоже подъём. Однако, поверив местным жителям, вынужден был предположить, что этот подъём на другую вершину.

День III. Возвращение к Пшаде

Следующий день мы провели в поисках другого пути на Облего, для чего вернулись на главную дорогу вдоль русла Пшады и протопали ещё несколько километров только для того, чтобы узнать, что зря проделали такой долгий путь, ибо вчера я верно распознал дорогу на гору. Место это называется ручей Щель Абрамова.

Теперь, скудно обедая в зарослях на берегу Пшады мы размышляли о том, стоит ли взбираться на гору с этой стороны, или вернуться к дольменам, так как ни длительность пути, ни собственных сил мы не знали. Теперь уже мне не хотелось так просто сдаваться и приходилось выслушивать доводы друга, почему надо возвращаться. Что же, Облего не далась нам с первого раза. Да и не готовились мы к этому, потому всё так плохо вышло. Зато нам удалось полюбоваться нависающими над рекой утёсами, искупаться в лазурных водах Пшады.

Теперь нам предстоял путь назад, к селу Пшада. По пути мы планировали посетить ещё несколько дольменов правобережья одноимённой реки. Однако, наши поиски здесь не сразу увенчались успехом: поинтересовавшись у местных, где можно посмотреть очередную партию дольменов, мы углубились в правый берег по дорожке примерно напротив указателя дольмена "Патриарх", и пошли вдоль реки мимо персикого сада. Добравшись до спуска через канаву, прошли мимо и двинулись в сторону горы. Не переходя через очередную канаву, мы пошли вправо по заросшей траве вверх по склону, но к сожалению ничего не обнаружили, кроме группы курганов. Здесь мы планировали посетить дольмены "Иван да Марья". Пока Саша уныло отдыхал внизу, я сбросил рюкзак и взобрался на вершину отрога, что оглядеть окрестности.

Время поджимало и искать дольмены уже не хотелось - мы и так достаточно насмотрелись на них. Нагулявшись за день, мы стали подыскивать место для ночлега. Впереди, ближе к селу Пшада, мы расчитывали найти ещё одну группу дольменов и заночевать рядом с ней. Не сразу, но нам это удалось - мы вышли к группе дольменов "Казачья застава". По описанию в интернете здесь должна была быть деревянная ограда с флагом, однако, ныне ограду убрали, а на её месте расположена поляна со скошенной травой, где мы и разместили свою новую облегчённую палатку Архыз-2 (2,3 кг) от компании Сивера. Неподалёку расположена будка для продажи сувениров и туалет. Здесь, на вершине холма расположена целая группа дольменов разной степени сохранности. В очередной раз мы встретились с уже знакомыми по дольмену Сердце Матери.

День IV. Дольмены реки Жане и горы Нексис

Очередной день мы встречали не спеша, чтобы дождаться продавца сувенирами. Здесь он бывает не каждый день, если не планируются экскурсии. Нам повезло и мы затарились магнитиками и сувенирами в виде копий дольменов. Теперь наша дорога шла на село. Мы даже и не пытались найти ещё один дольмен Щели Капустяной, а бодро выходили на автостанцию. В программе сегодняшнего дня было посещение дольменов посёлка Возрождение на реке Жане.

Об этом (как и впрочем о посещённом нами месте в долине реки Пшада) в интернете есть много красочных и информативных статей, например: сайт дороги Мира или Заметки о самостоятельных путешествиях.

Посещение платное, рублей 250, но нам объяснили какими тропами пройти бесплатно. Здесь вдоль реки Жане расположено несколько мегалитических построек в прекрасном сохране, а также каменные сооружения, называемые "мужским" и "женским" камнями, погребальные курганы.

Это место вызывает интерес ещё и водопадами и красиво изрезанным каменистым руслом, в котором можно видеть пласты минеральных наслоений. Сочетание древних артефактов с красивым пейзажем делает это место привлекательным не только для эзотериков, общающихся с духами дольменов, но и для обычных туристов и посетителей, желающих прогуляться в ухоженном парке, искупаться в прохладных водах, купить множество всевозможных сувениров, полакомиться медовой продукцией местных пасек, купить травяные чаи, а также погадать на рунах, пройти какие-нибудь ритуалы, сделать фото ауры и многое-многое другое. На территории парка действует несколько кафе со вкусной и не дорогой пищей, на каждом углу продаётся что-то съестное и очень вкусное. Нам понравился медовый напиток..., а также мы прикупили солод, урбеч (...), сбор крымских трав....

Во второй половине дня мы вернулись на автобусную остановку, чтобы отправиться в сторону Геленджика. Чтобы посетить очередную дольменную группы (для ориентации она называется дольмены горы Нексис, но на самом деле расположены не на ней), водитель остановил нас на въезде в посёлок Светлый, не далеко от заправочной станции "Лукойл". Здесь надо вернуться немного назад, до заправки и свернуть в сторону горы.

На склоне горы расположено два действующих каменных карьера, поэтому, чтобы не оказаться в пыли от проезжающих грузовиков, мы выбрали самый короткий, но самый трудный подъём, для чего не сворачивали налево на карьер, а прошли мимо по дороге. Подъём оказался затяжным: сначала дорога шла накатанная, но ближе к вершине пошли сплошные камни. Несколько раз останавливаясь мы всё-таки добрались до вершины. Дорога здесь одна и не заблудишься, тем более, что и здесь есть указатели на дольмены. Ориентиром может служить высочайшая вершина этой местности - гора Нексис, вот в её сторону и нужно идти.

На вершине горы расположены два дольмена: Лунный и Солнечный. Тут же с одной стороны открываются великолепные виды на горный хребет, поросший лесом, с другой стороны на Геленджик и бухту. Места эти также посещаемы и мы встретили девушек, медитирующих на крыше дольмена. Кто-то и вовсе залез провёл ночь внутри дольмена.

Хороших мест для размещения палатки здесь не так много (везде заросли колючей травы), к вечеру поднимается сильный ветер, поэтому мы расположились на опушке в лесочке между двух дольменов. По следам от очага мы поняли, что не одни такие умные.

Вечером, вместе с искателем истины, мы впервые развели костёр. Так, в задушевных беседах с видом на Геленджик и закончился очередной день.

День V. Возвращение в Туапсе

В планах сегодняшнего дня предстояло возвращение в Туапсе. И ничего более.

Спуск оказался проще, но опаснее, так как камни норовили выкатиться из-под ног, либо можно было поскользнуться, поэтому старались спускаться боком. Меня в который день стала подводить боль в сухожилии правого колена, отдаваясь небольшой болью - сказывался недостаток горной подготовки.

С той же остановки на въезде в посёлок Светлый, мы добрались до старого автовокзала Геленджика. Поднявшись по улице вверх в гору, вышли на новый автовокзал, где в столовой на втором этаже вкусно и не дорого перекусили. Оставалось ждать несколько часов прибытия автобуса до Туапсе, который к тому же ещё и задерживался из-за ремонта дорог. Вечером мы уже были в городе, остановились на ночлег в комнатах длительного отдыха железнодорожного вокзала за смехотворные 250 руб/койко место на 12 часов. Туалет и душ также к вашим услугам, что для нас было очень кстати.

День VI. Прогулки по Туапсе и возвращение в Рязань

Оставив рюкзаки в камере хранения ж/д вокзала (чуть дешевле можно было на улице, но мы решили не выходить из вокзала, чтобы не проходить снова досмотр), мы отправились на пляж, затем прогулялись по городу и снова на пляж. К шести вечера у нас был поезд на Рязань. В городе есть две не дорогих столовых: если пройти прямо от ж/д вокзала до первого перекрёстка, то слева за ним будет столовая. Чтобы добраться до второй столовой, надо на этом перекрёстке пройти налево до автовокзала, но перед вокзалом свернуть в проулок, пересечь железную дорогу и двинуться направо вдоль торговых точек. Метров через 150 слева будет столовая.

Итоги, результаты

1. Как обычно недостаточная проработка маршрута. Описательная часть, найденная в сети - труднопонимаемая. Теперь-то мы знаем, что и где найти. Если вы планируете искать дольмены, то лучше в поисковик забивать название конкретного дольмена. И так двигаться от одного дольмена до другого, иначе можно легко запутаться, как с нами и случилось.

2. Не стоило пытаться выйти на непроработанный маршрут - то, что случилось по дороге на Облего. Из-за этого мы не посетили кармический дольмен, и для поиска других дольменов ни времени, ни сил не осталось. А ведь можно было ещё посетить и водопады!

3. Тяжёлое снаряжение. Над этим вопросом мы работаем, хотя особо ничего лишего не было, если не считать кроссовок, но многие рекомендуют в горы брать 2 пары обуви. Немного излишне тёплое снаряжение - но что значит замёрзнуть ночью мне хорошо известно. Лучшим вариантом было бы снять номер в гостиннице и делать вылазки к дольменам налегке.

4. Но самое главное - отсутствие трекинговых палок: в горах они очень нужны!