Яндекс.Метрика
Посвящается  любителям  активного   туризма и самостоятельных путешествий

Сплав по рекам Рязанской области:

Сухая Табола - Дон

Сухая Табола - небольшая речушка, длиной около 39 км, протекающая по Скопинскому и Милославскому районам Рязанской области, и Кимовскому району - Тульской. Берет свое начало в районе села Затворное Скопинского района. Течет по открытой местности. На реке много несколь запруд. Сухая Табола сливается с Мокрой Таболой примерно в 1,5 км от Дона, и далее впадает в Дон.



Дон (др.-греч. Τάναις — Танаис) — река в Европейской части России. По площади водосбора в Европе уступает только Волге, Днепру и Дунаю. Длина реки — 1870 км. Исток Дона расположен в северной части Среднерусской возвышенности, на высоте около 180 м над уровнем моря.

Считается, что Дон берет начало в черте города Новомосковск Тульской области, на шестикилометровом участке является границей между Рязанской (Милославский район) и Липецкой областями. Так что смело можно сказать, что Дон протекает и по Рязанской области.

В рамках изучения и покорения Дона, было осуществлено два сплава по реке с выходом по Сухой Таболе: первый 27-29 октября 2012г, второй - 4-6 июля 2014г.

Сплав по рекам Рязанской области:

Сухая Табола - Дон

(27-29 октября 2012 г.)

Данный фотоальбом повествует о событиях конца октября 2012 г., когда турклубом "Раскрывая горизонты" был осуществлен грандиозный сплав на резиновой лодке по рекам Сухая Табола, Дон от местечка Липяги Милославского р-на Рязанской области до населенного пункта Гаи того же района через Тульскую и Липецкую области.

Сухая Табола - Дон

(04-06 июля 2014г.)

Очередной сплав по рекам Сухая Табола и Дон.


Наверх


Сплав Сухая Табола - Дон



Дон-2014


Сплав по р. Сухая Табола - Дон


Часть I. Сухая Табола - Дон (27 - 29 октября 2012 г.)

(Ряз.обл., Милославский р-он, п. Липяги - п. Гаи, Милославского р-на)

Неделю назад турклуб "Раскрывая горизонты" открывал для себя реку Ермишь северо-восточной части Рязанской области. В этот раз было решено использовать по максимуму последние благоприятные деньки, чтобы поставить жирную и запоминающуюся точку в "Летней кампании 2012", выбравшись в прямо противоположную часть карты. Наш выбор пал на юго-запад, реку Сухая Табола, по которой планировали осуществить давнюю мечту выбраться за пределы области и отвесить поклон Дону-батюшке.

И вот, 27 октября 2012 г...

На арендованной машине мы добрались до поселка Липяги. С самого утра незаладилось: то в машине возникла проблема, от чего пришлось немного задержаться со стартом; затем кратчайшая дорога от Скопина до Чернавы через н.п. Князево-Павловское-Богородицкое оказалась ужасной (надо было ехать через н.п. Павелец-Горлово). В итоге лишь в 14 ч мы достигли пункта назначения: п. Липяги, откуда от моста через Сухую Таболу и предстоял наш старт.


Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт

Надежды отплыть от моста не оправдались: из-за завалов на реке пришлось перетаскивать лодку и снаряжение, и грузиться сотней метров дальше. Но радость сплава оказалась также недолгой: несколько завалов на очередные сто-двести метров сплава серьезно замедлили наше передвижение - пришлось разгружать лодку, выбираться на берег, перетаскивать на сотню метров и снова загружаться. В итоге всех наших приключений мы, наконец-то, покинули населенный пункт и...

... уперлись в дамбу.


Юра как настоящий рыболов предложил остановиться в этом месте на рыбалку, на что я риторически заметил, что мы здесь по другому поводу.

За дамбой река пошла узкая, словно ручей, но достаточно глубокая, чтобы пройти на лодке. Здесь уже ощущалось небольшое течение, которое вселяло надежду на наверстывание потерянного на обносах времени.


Немного дальше в ручей втекал левый приток реки и с этого места скорость течения заметно усилилась, правда нам пришлось изрядно поковыряться в густых зарослях ряски, где и потеряли все наверстанное время.


В очередном месте еще одна запруда с узким руслом, в котором бурлила и водопадом обрушивалась вода, преградила путь. На этот раз мы поняли, что Сухая Табола не такая и простая, как казалась на карте. Стновилось все яснее, что пройти запланированный на день маршрут не получится и пора бы подыскивать удобное место для ночлега, что оказалось также делом не простым. Дело в том, что сухая Табола - равнинная река, протекающая через степной район юго-западной части рязанщины. Для туриста это значит одно - отсутствие дров для костра и естественного укрытия от ветра и дождя. И это реальная проблема! Она усугублялась тем, что берега реки заболочены и не везде можно выйти и найти сухое, и вообще, - подходящее, - место...


Наконец-то удача улыбнулась нам, когдая за очередным поворотом на берегу появилось одиноко стоящее сухое дерево. В "стране без дров" это был убедительный знак свыше: именно здесь будет наш лагерь!


Выйдя на берег мы зашлепали по болоту. Удивительно, но на высоком берегу в траве стояла вода, возможно из-за дождей. Милославский район - сплошной чернозем: земля здесь черная, жирная. Возможно, что вода не успевала впитываться в почву. Нам пришлось поставить палатку на самой вершине бугра, на самом ветру. Хорошо, что ветер к вечеру стих...


...У костра и позже в палатке мы обсуждали наши планы. Было решено закругляться как можно раньше, так как планировали выйти с утра пораньше. Со всей очевидностью становилось ясно, что с такими темпами не успеваем вовремя добраться до финиша: за прошедший день мы прошли всего-то 4 км - меньше 0,1 из предстоявшего пятидесятикилометрового сплава.


Едва рассвело, мы тронулись в путь...


Стоит отметить, что течение на реке достаточно сильное, но многочисленные засоры и завалы замедляют движение. Начиная от места сегодняшнего старта мы уже не разгружали лодку, чтобы перебраться через засоры, а либо протискивались сквозь них, разгребая, либо, выходя на мелководье, просто протаскивали лодку через бревно.


Только когда добрались до очередной дамбы перед населенным пунктом Львовка, пришлось выгружаться и обноситься...

За дамбой река пошла чистая и нам больше не пришлось ни обноситься, ни выгружаться. Только у Львовки было решено выбраться на берег набрать воды в деревне, а заодно осмотреться с высокого холма, но кроме развалин ничего не обнаружили. Возможно деревня где-то и есть вдали от берега, но разыскивать ее не было времени.
Мы пошли дальше...


Когда впереди появились очертания Шаталовки мы приободрились: здесь можно было набрать воды.


Здесь река стала достаточно широкой. Лишь подойдя ближе к населенным пунктам Бутыровка - Колычовка, поняли причину - водохранилище. Нам предстоял путь в 1,2 километра против огромных волн с черепашьей скоростью, против ветра, который постоянно сносил к правому берегу. С одним передыхом, шли на изнеможение. Но после того, как достигли дамбы, испытали чувство гордости и удовлетворения от проделанной работы, и прекрасные дали были нам наградой.


На дамбе пришлось обноситься. Спустились на воду и в ближайшем благоприятном месте остановились на привал. Мы не перекусывали слишком долго - с самого утра. Хорошо, что в нашем распоряжении имеется газовая горелка: нет надобности в дровах, долгой готовке пищи на костре. Двадцать минут - и мы снова в лодке.

Дальше нас ждало самое интересное - сплав под дождем вдоль высоких берегов Сухой Таболы.


Дождь быстро усилися до проливного. В сгущающихся серых от дождя сумерках мимо нас проплывали населенные пункты, церкви разрушенно-восстанавливаемые со святыми источниками. Но пока было светло, надо было идти, ибо стремились до ночи наверстать максимум потерянного времени. Частые броды с бетонными столбами поперек реки и мостки замедляли движение. И чем глубже становились сумерки, тем трепетнее вслушивались в шумящую и гремящую неизвестность впереди.

Проливной дождь мешал фотографированию, пришлось технику убрать. В лодке набралось порядочно воды, штаны, не защищенные дождевиком, мокли. Пришлось достать мусорные пакеты и натянуть их на колени.

Здессь, за водохранилищем, течение реки усилилось, настолько, что порой лодку швыряло от берега к берегу и норовило развернуть корму. Река по-прежнему петляла с резкими поворотами на 90 градусов. Но нам это только доставляло удовольствие: еще ни на одной реке области мы не испытывали подобного течения, кроме, разве что, на Тырнице. Визуально заметно как впереди падает уровень реки и на этой стремнине мы ощущали себя словно на горной реке. Но стремительное течение в сумерках не давало второго шанса, и мы с опаской приближались к очередному порогу, цепляясь за прибрежные кусты, боясь порвать резиновую лодку.

На одном из таких резких поворотов нас бросило под нависшие над рекой ветки противоположного берега. Неуспели спохватиться, чтобы выправить судно, как нас тут же затянуло под тяжелые ветви. Холодная октябрьская вода хлынула в лодку. По пояс в воде мы боролись с ветвями, пытаясь приподнять и пролезть под ними. Ситуация отягчалась наличием на корме двух пакетов с вещами, за которые могли зацепиться ветки и вырвать их из лодки. Не сразу, все же удалось вырваться на свободу, к всеобщему облечгению.

В ближайшем подходящем месте выбрались на берег, но наполненную водой лодку утягивало течение. Юра приподнял нос, чтобы слить воду, но вместе с потоком воды с кормы уплыл пакет с палаткой, спальником и пенками. Я успел схватить пакет с рюкзаками и проводить взглядом уплывающий пакет с вещами. Нам так и не удалось его найти.

Несмотря на все злоключения, наше настроение оставалось в норме. Отчаиваться в любом смысле было бы глупо, т.к. выбраться из этой передряги могли только собственными усилиями. По пояс мокрые, с хлюпающей жижей в сапогах, мы могли выжить только пока двигались: стоило остановиться, как начинали мерзнуть.

На очередном непроходимом завале было решено подкрепиться и согреться горячим чаем. Природа была благосклонна к нам, умерив силу дождя до моросящего. Мне удалось развести костер в сырых зарослях на берегу. Я давно слышал, что сухие ветки и деревья даже под дождем остаются внутри сухими и достаточно счистить кору, чтобы добраться до сухой древесины. Настрогав щепок я разжег костер, правда Юра помог мне, плеснув немного средства для розжига. Стоит костру разгореться, как можно подкладывать мокрые ветки, которые быстро сохнут, или класть рядом, чтобы подсыхали.

Вскипятили на газовой горелке чай, согрелись, и снова в путь в кромешной темноте, хоть глаз коли. Налобные фонари слабо освещали берега, но в проливной дождь становились бесполезны: блики на каплях слепили глаза.

Когда достигли населенного пункта Устье, приободрились: где-то в полукилометре должен был быть Дон. Но в темноте незаметили, как окзались на нем, причем отмотали против течения с полкилометра. И только странные островки на середине реки заставили свериться с GPS-навигатором и понять где мы все-таки находимся.

И вот он - Дон! Дон-батюшка... Как мы стремились к нему, как мечтали выбраться за пределы области, пройтись по великой реке!..

Однако, увиденное несколько разочаровало. Быть может, в другое время все было бы иначе, и виды цветущей зелени и яркий солнечный сухой день навевал бы нотки восхищения, но сейчас, промокшим под проливным дождем, обдуваемым ветром, толком не евшим, с затекшими от сидения в лодке членами, борющимся со сном, слипающимися глазами, от напряжения в которых уже стало мерещиться в кромешной темноте, нам даже негде было выйти на высоких берегах, чтобы размять ноги. Пара кратких мгновений отдыха в лодке у берега, во время которых проваливались в минутное забытье, помогли справиться со сном. Дальше идти стало легче.

Незаметно стало светать, в лодке перекусили. В кромешной тьме, едва заметные силуэты неизвестных деревень проплывали мимо нас. Навигатор подсказывал их наименования.

После 26 часов сплава с короткими привалами на перекус и разминание ног, часов в 10 прямо по курсу проявились очертания поселка Гаи. Наша радость на скорое переодевание в сухую одежду не оправдались - она вся отсырела в мокрых рюкзаках. Страшно промокла фотокамера, так что было не до фотосессии.

Теперь нам предстояло найти дорогу и выйти навстречу автомобилю, который заберет нас. Однако, дороги с подходящим покрытием неоказалось: один сплошной грунт, расплывшийся после суток дождя. Причем мы не сразу нашли подходящую дорогу на Екатериновку, к которой точно подходила асфальтированная дорога. Теперь нам предстоял пеший трансфер в 9 км с рюкзаками и лодкой.

Первым делом пришлось избавиться от лишнего груза: батона ржаного хлеба и пары килограммов картофеля, который мы снова не съели. Лодку загрузили на весла и понесли словно на носилаках (к сожалению, у нас пока нет пригодного для транспортировки лодки чехла). Примерно через три километра усталость дала о себе знать. К этому времени уже шесть часов в нас не поступала пища, причем последний перекус состоял из пары бутербродов. Вскоре изнеможение дало о себе знать. Я попросил о привале, но Юра неумолимо гнал, так как машина вот вот должна была приехать, а мы прошли только половину пути. Но как бы я ни старался, идти уже не мог. Когда неделю назад на Ермишинском водохранилище я почувствовал предел своих возможностей, то теперь понял, что то был не предел, а предел был достигнут только сейчас!

Мне требовался отдых, но Юра не давал шанса. В какой-то момент на коротком привале я почувствовал как меня заваливает на бок. Все, это был финиш! Если бы я пошел с рюкзаком дальше, то у меня просто отказало бы сердце или потерял сознание. Я помнил, что у Юры где-то в рюкзаке оставалась заветная палка колбасы, которая могла бы спасти положение и придать сил. Но тот боялся потерять время, а потому требовал идти дальше.

Это было нашей глубочайшей ошибкой за все время: ни в коем случае нельзя было так наплевательски относиться к собственному организму, лишая полноценного питания в таких экстремальных условиях. У меня просто не осталось энергии, чтобы двигаться. То время, что мы экономили на привалах и перекусах, мы теряли на слабом передвижении!

Известно, что во время больших физических нагрузок, человеческий организм хорошо справляется с чувствов голода, но при этом энергетические ресурсы тратятся, и если не восполнять их, то со временем усталость даст о себе знать, причем внезапно и в самый неподходящий момент. Нашей ошибкой было полагаться на полноценное питание у костра, в то время как оба в душе понимали, что весь наш сплав - полная авантюра. Ни при каких обстоятельствах мы бы не смогли пройти этот путь за двое суток. Нам нужно было запасаться пищей, не требующей приготовления, причем держать ее как можно ближе. Теперь-то мы знаем об этом, но тогда я оставил рюкзак и тронулся в путь к машине, которая уже ожидала нас в поселке.

Едва держась на ногах, расползающихся в стороны в раскисшей жиже, налипающей на сапогах, отчего их тяжесть становилась ощутимой, я брел не в силах глядеть куда-либо, кроме собственных ног. Вы видели, как ходит луноход? Едва перебирая ногами, шел, опираясь на весла. С черепашьей скоростью я выбирался, сам не зная почему послушав Юру, который в это время челночным способом по-частям перетаскивал вещи. Невероятным чудом все-таки удалось добраться до машины, которая увезла нас прочь.


Наверх

Часть II. Дон (04-06 июля 2014 г.)

(Ряз.обл., Скопинский р-он, с. Троице-Орловка - п. Чернава, Милославского р-на)

В прошлое посещение Дона ранняя октябрьская ночь застала нас еще до входа в реку и мы едва ли смогли сделать правильное впечатление о ней с помощью тусклых фонариков, едва ли освещавших гладь сквозь блестки неунимающегося дождя. Лишь высокие берега реки, темными силуэтами высящиеся по сторонам, определяли ее русло. Потому-то так важно было для нас снова оказаться на Дону, теперь уже в светлое время суток.

На этот раз вечером в пятницу, после работы, на арендованной машине мы отправились в местечко Троице-Орловка и в половине 10-го вечера были на месте.


Конечно, не обошлось и без неприятностей в незнакомой местности: вместо того, чтобы двинуться по правому берегу речушки Дегтярка, мы двинулись по ее левому берегу и уперлись в непреодолимый глубокий ручей. В сгущавшихся сумерках и опустившемся тумане, возвращались назад в поисках возможности переправы. Карта и навигатор подсказывали, что где-то должен быть переход через ручей. Ориентируясь на звук журчащей воды, удалось найти сужение ручья. Уже в ночи мы перепрыгивали через ручей. Не смотря на то, что при этих маневрах потеряли не мало времени, зато набрали земляники для чая.


Далее путь привел в Алмазово, в лугах за которым и заночевали.


В половине 5-го утра мы уже выдвинулись, проспав что-то около 3-х часов. За плечами по рюкзаку, по очереди несем баул с лодкой. Через два с половиной часа и тяжелого перехода, мы свернули к Сухой Таболе около Огарево, не дойдя, как планировали, пары километров до Хованщины. Сухая Табола нас не мало удивила: пару лет назад осенние дождя наполнили реку, засушливое лето 2014 года высушило реку едва ли не до дна.


Река оказалась настолько мелководной, что чаще приходилось волочить лодку по острому, как бритва, каменистому дну, или преодолевать густые заросли камыша и кувшинок. Лишь после выхода в Дон нашим мучениям пришел конец.


Дно Дона оказалось наудивление заросшим водорослями: интересно, как здесь умудряются рыбачить, не обрывая лески?


А вот берега Дона очень высокие и обрывистые, что невозможно лодке пристать к берегу и выйти. Единственные выходы - все заполнены отдыхающими. Весь день мы плыли, не найдя подходящего места. И только однажды, к восьми часам вечера, нам повезло найти небольшую, всего лишь в полтора метра шириной площадку, то тут же решили пристать, отдохнуть и приготовить обед и ужин.


Мы специально планировали сплав на самые длинные дни в году, чтобы пройти некогда пройденный путь до темна. И все-таки не успели: ночь и усталость застали нас около полуночи у местечка Екатерининское. 15-ти часовой сплав закончился и начался пеший переход до Чернавы. К этому времени за спиной остались 8 пройденных километров, еще 38 водного пути. Торопясь успеть на первый автобус от Чернавы, требовалось идти всю ночь еще 18 км.

Однако, мы заблудились в местечке Прямоглядово и потеряли что-то около часа и трех километров пути: вместо изучения спутниковых карт, мы снова понадеялись на точность карт, однако указанного пути через ручей Панику найти не удалось.

Всю ночь шли до Чернавы, измученные, голодные, засыпая прямо на ходу. Зато успели добежать, с рюкзаками, лодкой наперевес до отходящего от остановки автобуса. Стоило запрыгнуть и расположиться в креслах, как сон победил нас.

Карта маршрута

(точки кликабельны)



Закрыть
Ваше имя:
293 + 7 =  
Добавить комментарий к теме:
Ваше имя:
293 + 7 =