Яндекс.Метрика
Посвящается  любителям  активного   туризма и самостоятельных путешествий

Сплав по рекам Рязанской области:

Тырница

(29-30 апреля 2012 г.)

Данный фотоальбом повествует о сплаве на резиновой лодке по реке Тырница Рязанской области.

Сплав по р. Тырница

Сплав по рекам Рязанской области:

Тырница

Часть I. Строевское - ж/д ст. Тырница (29-30 апреля 2012 г.)

(Ряз.обл., Путятинский р-он, с. Строевское-ж/д ст. Тырница)

О реке Тырнице мы имели крайне смутное представление, но ко времени нашего первого в этом году сплава вешние воды делали проходимой практически любую реку, поэтому о судьбе мероприятия переживать не приходилось. Из всех прочих рек предпочтение было отдано именно этой реке благодаря удобной транспортной сети: удобным подъездом к реке на автомобиле у села Строевское и близостью к железнодорожной станции с одноименным названием, сплавиться до которой мы и планировали, чтобы затем вернуться в Рязань на электричке.

И вот, 29 апреля 2012 г...

На арендованной машине мы добрались до села Строевское, в котором без должной подготовки проплутали некоторое время в поисках дороги на реку Тырницу. Это теперь можно посмотреть космоснимок с удобной для подъезда дорогой, однако в нужное время я не подготовился должным образом, понадеявшись на бумажную карту, которая оказалась неточна. Так что не доверяйте картам, а изучайте снимки со спутника!

Карта

Интересна глубинка, и чего только в ней не найдешь! Было полной неожиданностью узнать, что не только в далекой Сибири, но и в нашей Рязанской местности проживают староверы - местные их называют "кулугуры"! Позже я узнал, что это общее пренебрежительное наименование старообрядцев (в интернете можно почитать об этом). Как к ним относиться и как они будут на нас реагировать - неизвестно, а все неизвестное вызывает странные чувства…

В этой неотреставрированной церкви староверы и проводят свои службы.

К нашей радости река оказалась достаточно широкой для возможности сплава, однако, имея опыт сплава по лесным рекам (еще живу воспоминания о сплаве по реке Средник Шиловского р-на), мы не строили иллюзий по поводу беспроблемного отдыха на реке.

И время доказало правоту наших опасений...

Завалы были, но их можно было пересчитать по пальцам. В основном нам удавалось либо проползти (иначе это не назовешь) под повалившимися деревьями, либо разобрать наносы веток на перегородившие реку деревья и продраться сквозь узкое место, либо рубить дерево, прокладывая себе лазейку. И нас не оставляло впечатление, будто кто-то до нас уже продирался в этих местах.

Конечно же, не обошлось и без пары обносов. В основном трудным местом оказался участок прохождения рекой сквозь лес. За лесом сплавляться стало свободнее. А лес богат дичью: нам попались следы кабана, а так же удалось мельком увидеть пронесшегося волка, так что когда возникла необходимость становиться на ночлег, то вопросов, на каком берегу ставить лагерь, не было.

На следующий день река раскрылась перед нами во всей красе: стремительное течение несло нас так, что мы только успевали маневрировать между упавшими в воду деревьями и вписываться в многочисленные крутые повороты. Торчащие из-под воды коряги, угрожающие прорвать лодку, нагнетали адреналин. И мы невольно стали ассоциировать этимологию слова "тырница" со словом "несущая", в полной мере отразившим характер реки, так что пофотографировать не удалось.

Стоит отметить, что река сама по себе очень извилистая, с достаточно сильным течением, затрудняющим фотографирование с лодки, ибо напарнику приходится грести с двух сторон по очереди и едва ли удерживать лодку от разворота. Поэтому так мало фотографий с реки и тем более - видео.

С другой стороны уже начиная где-то от местечка Первомайское течение замедляется и совсем прекращается в районе Березовского, где в разлив река разливается огромным озером и без карт и навигатора невозможно определить русло реки и направление ее течения. В 2012 г. разлив выдался особо сильным и пред нами предстало настоящее море.

И все же, несмотря на то, что река нас порадовала, высокие берега реки в верховьях (по крайней мере от Строевского до Первомайского) представляют крайнее затруднение для выхода на берег даже в половодье, не говоря уже о времени, когда река войдет в свое обычное русло. Даже на место нашей ночевки пришлось выбираться на довольно крутой берег и осторожно загружаться, дабы не свалиться в воду, - на следующий день.

Поэтому на своем маршруте мы встречали крайне мало пригодных для стоянки мест...

Пройдя путь примерно в 9,5 км, мы остановились в месте впадения реки Вынца в Тырницу. Однако рекой Вынцу назвать сложно, так как этот ручей я едва разглядел в кустах.

Если вы не гонитесь за крупной рыбой, то можете вполне довольствоваться ловлей уклейки, которая достаточно хорошо клюет. Сама по себе рыба жирная и даже из небольшого количества рыбок получается вполне ароматная уха.

Ночь мы провели в палатке, примерно в 2-х км от д. Тырницы.

Следующий день встретил нас дождем, а затем лютым холодом, от которого не спасала гребля. Пришлось облачиться в дождевики, но когда погода наладилась, то прорвавшееся сквозь тучи солнце едва ли могло согреть. Мне казалось, будто я промерз до костей.

У поселка Первомайский река значительно расширяется и с этого места ничто не мешает спокойному сплаву: ни завалов, ни торчащих коряг. Река достаточно прямолинейна.

После вчерашнего достаточно осложненного завалами сплава нам не верилось, что мы можем разогнаться. Изначально планируя провести две ночи на реке, стало понятно, что можно добраться и сегодня, успев на электричку, потому дружнее навалившись на весла мы понеслись по реке, уже терявшей скорость течения. И когда мы добрались до с. Березовское, страшной силы ветер ударил в лицо. Течения здесь уже не было, так как река разлилась по долине целым морем, а надвигающиеся волны даже захлестывали за борт, пытаясь оттолкнуть нас от заветной цели. Без течения, против волн и ветра, швыряющего в лицо брызги, под напором северного ветра мы шли стиснув зубы к заветной цели - мосту через Тырницу.

Примерно в километре за мостом мы и должны были сойти на берег, просушить снаряжение и выйти к станции.

Часть II. Ильино - Шигаевка (16-17 апреля 2016 г.)

(Ряз.обл., Путятинские - Чучковский р-оны, Ильино - Шигаевка)

Прошло 4 года с того момента, как мы впервые познакомилисиь с этой рекой, осуществив сплав из местечка Строевское Путятинского района до железнодорожной станции Тырница в конце апреля 2012 г. В этот раз мы решили ознакомиться с веровьями реки, выбрав участок от местечка Ильино на границе Путятинского и Чучковского районов.

Именно расположение деревни Ильино на берегу Тырницы и прохождение через реку автомобильной трассы с пригородным сообщением Рязань-Чучково повлияли на наш выбор, ибо не возникало проблем с заброской. Потому на маршрутке, отправляющейся из города в 7:40, мы отправились в наше новое путешествие.

Примерно в половине 11-го мы уже были на месте. Погода стояла по-начало даже жаркая, но вскоре небо затянули тучи и изредка стал накрапывать небольшой дождик. Стало прохладнее, но ничто не могло испортить нашего настроения от долгожданного выхода на природу.

На этот раз мы планировали дойти по реке до Строевского, а оттуда пешим маршем выступить на Назаровку через Протасьев Угол, дабы осмотреть живописные виды, открывающиеся с высокого, холмистого, правобережья Тырницы. При этом нам хотелось посетить купальню, находящуюся в нескольких километрах на правом берегу под Голенищево. В конце-концов, наши поиски и встречающиеся завалы на реке заставили скорректировать планы: мы поняли, что максимум куда мы сможем доплыть за этот день будет деревня Шигаевка. Не смотря на все эти перепетии река нам понравилась и мы смогли составить о ней представление.

На выбранном маршруте до Строевского берега оказались не столь высокими, как ниже по течению, что не затрудняло выход на берег. Река очень извилистая, с быстрым течением, позволяющим развить скорость до 6 км/час, однако многочисленные завалы снижают среднюю скорость до 2,5 км/час. Завалы не сложные, представляют засоры из веток, которые можно разобрать. При высокой весенней воде зачастую удавалось обойти их вдоль самого берега. Конечно, на это тоже тратилось время. Было и несколько обносов.

По пути мы несколько раз осматривали окрестности: так посетили купель под Голенищево, попытались обнаружить деревню Ивановку, сгинувшую за долго до нашего появления, забрались на высокий берег деревни Шигаевки. Все это также не способствовало скорости нашего сплава.

В итоге под Шигаевкой мы и заночевали. Едва мы разбили лагерь как начался дождь: вначале не сильный, к ночи разошелся.

Утром следующего дня мы двинулись к федеральной трассе М5, где, прождав автобус в течение примерно 3-х часов, добрались до Рязани.