Яндекс.Метрика
Посвящается  любителям  активного   туризма и самостоятельных путешествий

Как начать заниматься спортивным туризмом?

1. Что такое спортивный туризм?

Пожалуй, вполне естественно, что тот турист, кто любит активный отдых и не имеет много свободного времени, рано или поздно будет вынужден увеличить дальность и напряженность маршрута при том же временном промежутке. И здесь невольно задумываешься о переходе в некую иную категорию, к которой ближе понятие спортивного туризма.

Что же такое спортивный туризм с официальной точки зрения?

Спортивный туризм – это вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах (спортивный поход), включающих преодоление категорированных по трудности препятствий в природной среде (дорог и троп с различным покрытием и бездорожья, переправ, перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер, водных путей и т.п.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.

Вид спорта "Спортивный туризм" включен во Всероссийский реестр видов спорта. Подразделяется на: пешеходный, горный, водный, лыжный, спелео, вело, парусный, автомото, конный и их сочетания. По своим целям может иметь спортивную, познавательную, учебную, исследовательскую, экологическую направленность и их сочетание.

Наиболее полный и толковый труд по данной тематике можно найти здесь, однако оценка категорийности туристических маршрутов неприемлема для подавляющего большинства любителей активного образа жизни и просто самодеятельных туристов, не имеющих возможности совершать горные восхождения и сплавляться по горным рекам.

Так, к примеру, пеший маршрут первой (самой простой) категории сложности считается дистанция не менее 130 км, при продолжительности не менее 6 дней. Согласитесь, успеть за два выходных дня пройти 130 км и уложиться при этом в 6 дней – не реально, а значит, заняться "полноценным" спортивным туризмом нам не суждено, и получить заветный значок "Турист России" – тоже.

В итоге, оставим существующую классификацию Федерации спортивного туризма для узкого круга избранных, и попробуем найти спортивную состовляющую в самостоятельной деятельности, ведь турист это не обязательно тот, кто за компанию сядет в рафт и его прокатят по горной реке, и не тот кто пройдет 130 км не спеша недели за две, без рюкзака, который доставят на автомобиле обеспечения.

Турист, или путешественник, это, прежде всего, – призвание, и найти себя и подтвердить свои намерения можно и где-нибудь в соседнем районе, отправившись в пеший тридцатикилометровый марш-бросок с пятнадцатью килограммовым рюкзаком за 24 часа, или в сплав по какой-нибудь лесной реке, где через каждые двести метров ждут непроходимые завалы. Спортивным туризмом вполне можно заниматься и где-нибудь не-подалеку от дачи – было бы желание выложиться на все сто!

И так, будем рассмотривать термин "спортивный туризм" применительно к более доступной для простого российского обывателя, как активный способ перемещения в пространстве с большим, чем обычно, напряжением сил.

2. Как начать заниматься спортивным туризмом?

Так как же начать заниматься спортивным туризмом? Спортивным туризмом стоит начинать заниматься только после того, как совершено несколько походов и освоены первые туристические навыки, приобретен комплект самого необходимого снаряжения, определены оптимальные для организма дистанции маршрутов и нагрузка. Но самое главное – это понимание того зачем это нужно и стоит ли продолжать дальше. Именно последние два вопроса стоит задать себе прежде, чем заниматься спортивным туризмом, повысить нагрузку, ибо моральная составляющая зачастую становится единственной определяющей благополучный исход мероприятия. Почему?

Дело в том, что выходя на маршрут, по сложности приближающийся к границам ваших возможностей, а еще хуже – явно превосходящий их, – вы можете столкнуться с такими непредвиденными препятствиями, что только ваше упорство, а не физическая выносливость, сможет довести до финишной точки, где вас подберет какой-нибудь транспорт и довезет до дома.

Часто бывает так, что грандиозные планы рушатся из-за неучтенных обстоятельств, и чтобы выбраться из глухого леса, или доплыть до места, где вас сможет подобрать транспорт, вам придется не спать ночь и грести, или тащиться с неподъемным снаряжением многие километры. В такой ситуации малейшая паника или слабость духа могут не только испортить все впечатление и навсегда отвратить от подобных мероприятий, но и грозить тем, что вы не успеете вовремя вернуться домой. Последнее – меньшее из всех зол. Хуже – если это будет единственный транспорт из этой местности...

Когда вы отчетливо понимаете, что туризм привлекает вас, что вы бы хотели не только изучать окружающий мир, но и давать организму физическую нагрузку, так не хватающую нам в современном механизированном мире, открывать скрытые резервы организма, повышать выносливость и достигать новых высот в самопознании – тогда вы будете готовы.

Моральная готовность, самомотивация – вот основные ключи к любому виду деятельности. Все остальное придет постепенно с обретаемым опытом.

3. Подготовка

Для того, чтобы заняться спортивным туризмом и попробывать испытать свою силу и выносливость ничего особенного не нужно: вам не нужно обладать ни накачанной мускулатурой, ни выносливостью спенцазовца. От вас вовсе не требуется быть суперменом. Одного четкого намерения вполне достаточно.

В чем заключается намерение? Прежде всего – в четком осознании того, что времени в нашей жизни катастрофически не хватает, и если вы работаете пять дней в неделе (а большинство простых россиян имеет такой график, да плюс еще дела по хозяйству), то в оставшиеся два дня вы должны успеть побывать как можно в больших местах: пройти, проплыть или проехать как можно быстрее, увидеть как можно больше. Тем более, что со временем вас будет тянуть все дальше и дальше открывать новые горизонты познания. А времени на дорогу будет уходить все больше и больше, а на само мероприятие – все меньше и меньше.

Именно в этот момент и приходит понимание того, что нужно использовать каждый момент свободного времени и быть как можно динамичнее. Когда пару раз из-за своей нерасторопности или нехватки времени вы не успеете пройти выбранный маршрут, тогда начнете постепенно пренебрегать отдыхом, комфортом, и начнете выжимать из себя все соки. Вот тогда-то вы и созреете для спортивного туризма.

Вас уже мало будет заботить когда встать для того, чтобы отправиться в дорогу; когда разбить лагерь, ибо вы будете руководствоваться уже не желанием отдохнуть, а необходимостью встать, например, как можно ближе к финишу, чтобы на следующие день гарантировано успеть к транспорту, или чтобы увидеть как можно больше достопримечательностей. Стремление к достижению результата станет тем мотивирующим началом, который заставит вас подниматься с привала раньше, чем вы отдохнули, а останавливаться на перекусы – как можно реже. Кстати, зачастую сильным мотивирующим фатором выступают неожиданные препятствия, сильно тормозящие передвижение, но которые заставляют взять волю в кулак и ускориться.

Единственное, что в данном случае можно отнести к подготовке, так это частоту мероприятий: чем чаще вы выходите на маршрут, чем длительнее он становится, тем больше тренируется организм, повышается физическая выносливость, а вместе с ней и сила духа. Несомненно, что в первое время (не исключено, что и в последствии) вы будете испытывать боль от стоптанных ног, от ноющих от рюкзака плеч и т.д., но со временем все это будет менее заметно. К тому же вы сами обретете опыт как избежать недомоганий. Прислушивайтесь к своему организму – он сам вам подскажет как правильно рассчитать нагрузку, выдержать темп, покажет где ваши сильные, а где слабые и уязвимые стороны. Главное – не начинать резко, а узнавать свои способности постепенно.

Не слушайте тех, кто будет рассказывать о каких-то сложных и невероятных методах тренировки выносливости, или призывать к поискам каких-то инструкторов – ваша регулярная практика станет самым лучшим инструктором. Проверено на себе!

4. Снаряжение

Рано или поздно, но вопрос поиска более удобного и функционального сраняжения встанет перед вами. В большей степени – одежда и обувь. Основным требованием к снаряжению становится минимальный вес при большей функциональности. Здесь уже стоит призадуматься о том, чтобы снаряжение было как можно легким (особенно это касается пеших походов), компактным. Стоит исключить все ненужные вещи, без которых можно обойтись (удочки, например, тренога, спальник, если можно взять какую-то теплую одежду). Чем меньше вещей, тем быстрее достать что-то из рюкзака, или упаковать. Порой даже лучше взять меньше вещей, но пользоваться термобельем, или укрываться вместо спальника дождевиком, который хорошо удерживает тепло и одновременно защищает от дождя, либо теплыми вещами (осенью можно взять зимний костюм на холлофайбере вместо спальника: и вечером одеться по-теплее, и ночью в нем спать можно).

Зачастую встает вопрос о покупке нового или дополнительного снаряжения под конкретные задачи. Например, если вы планируете идти в поход в одиночку, то стоит задуматься купить к вашей двух- или трех-местной палатке – одноместную; или в хорошую погоду брать простейшую легкую китайскую палатку без тента, который только увеличивает вес. Если вы планируете велопоход, то необходимо отказаться от заплечного рюкзака в пользу велорюкзака, крепящегося на багажник.

Часто встает вопрос о покупке более удобного рюкзака. Но в большей степени требуется проработка одежды и обви: зачастую верно подобранная одежда позволяет чувствовать себя комфортно даже при плохих погодных условиях, а обувь - уберечь ноги от мозолей, что могут проявляться на дистанциях больше 20 км.

5. Провиант

Вопрос о количестве и качестве продуктов не обойдет вас стороной и станет одним из важнейших. Сколько копей было сломано вокруг темы "сколько же брать с собой в поход еды", однако, чаще всего ее берется гораздо больше, чем требуется. И не думайте о том, что если вы решили сплавиться по воде или прокатиться на велосипеде, то это вас не коснется, т.к. не придется тащить излишки на себе: зачастую до воды надо еще добраться, а на лесных реках еще и завалы обносить с этой массой; а велосипед возможно где-то придется и на руках вытаскивать или толкать по вязкому песку.

Однозначный совет: брать еды как можно меньше. Можно планировать маршруты таким образом, чтобы идти на легке, а продукты добывать в магазинах вдоль маршрута. Практика показывает, что в пути голод не чувствуется. А вот пить хочется, и лучше запастись водой. Со временем вы сами сможете установить для себя оптимальный рацион питания, либо воспользоваться описанием рациона в наших походах.

Наверх





Закрыть
Ваше имя:
430 + 2 =  
Добавить комментарий к теме:
Ваше имя:
430 + 2 =